Рациональное мышление
Татьяна ХАРЛАН
Поддержание и обеспечение работы такого энергоемкого промышленного предприятия, как НЗФ, стоит усилий многих специалистов, чья инженерная мысль не только обеспечивает эффективное производство, но и помогает его рационализировать, сделать более энергосберегающим. А так как любое дело любит порядок, то все предложения, график необходимых закупок, мероприятий по ремонтам и строительству изложены в Инвестиционной программе развития НЗФ. Ежегодно она принимается и согласовывается на всех уровнях. Проанализировать этот основополагающий документ и разобраться, какие мероприятия направлены на энергосбережение и рационализацию производства «ЭМ», помог и.о. заместителя главного инженера по инвестиционной деятельности Алексей Коханов.
- Среди множества мероприятий, которые заложены в инвестпрограмму, часть служат цели энергосбережения, - рассказывает Алексей Николаевич. – Это очень важное направление работы, потому что наше предприятие достаточно энергоемкое, а отношения на энергорынке не всегда ровные. Конечно, инженерная мысль сотрудников НЗФ идет в ногу со временем и возможностями собственника, и все мероприятия в этом направлении газетная площадь вряд ли вместит, поэтому мы остановимся на ключевых позициях этого года.
Обновление парка компрессорного оборудования
Выработка сжатого воздуха для технологических нужд цехов завода производится компрессорными установками компрессорной станции ТСЦ. Однако с течением времени это оборудование выработало свой ресурс, что значительно снизило его эффективность. Поэтому была разработана «Программа обновления компрессорного парка», реализация которой начата в 2019 году. Внедрение в 2023 году данного мероприятия позволит покрыть все возможные нагрузки при производстве сжатого воздуха в объемах востребованного потребления. При этом снизится суммарная энергоемкость компрессорной станции.
Модернизация коммерческой системы учета электроэнергии
Для учета электроэнергии на заводе функционируют две системы: система технического учета электро-энергии «АСУ-Электро» и система коммерческого учета «АСКУЭ». За время эксплуатации оборудование системы выработало свой ресурс.
В 2020 году начата модернизация системы учета электроэнергии, и сейчас производится постепенное подключение оборудования. Кроме того, дополнительно запланирована установка счетчиков учета электрической энергии на 14 объектах соцкультбыта.
Реализация данного мероприятия позволит повысить точность измерения потребленной электроэнергии и в реальном времени отображать полную информацию о расходе электроэнергии между подразделениями завода, что позволит снизить общий уровень потребления электроэнергии.
Установка частотных преобразователей
Подача нагретой технической воды с печных агрегатов ЦПФ для охлаждения на башенную градирню №3 ОГОСВ осуществляется с помощью насоса мощностью 320 кВт. Режим работы этого оборудования круглосуточный. При существующей схеме работы производительность регулируется частыми отключениями и прикрытием задвижек на трубопроводе. В 2021 году планируется установить частотный преобразователь в электропривод этого насоса, что даст возможность осуществлять плавный пуск электродвигателя и экономить электроэнергию.
Установка энергосберегающих светильников
Для освещения внутрицеховых рабочих мест и отметок основного корпуса ЦПФ задействованы лампы накаливания 500 Вт и 200 Вт. Для снижения потребления силовой электроэнергии и доведения уровня освещенности до требуемого планируется произвести замену существующей системы освещения с лампами накаливания на систему освещения с использованием светильников LED в главных корпусах №1, 2 ЦПФ.
В 2020 году произведена замена светильников на отметке + 12,0 м в количестве 167 ламп. В 2021 году планируется продолжить программу энергосбережения по замене энергосберегающих светильников и произвести замену на отметке +6,6 м и отметке +19,2 м в количестве 400 ламп.
Установка устройств плавного пуска для высоковольтных двигателей мощностью 800 кВт, ГАС-6 ЦПФ
Газоаспирационная станция №6 ЦПФ оборудована двумя высоковольтными электродвигателями мощностью 800 кВт. Количество возможных отключений составляет 500 в год, поэтому режим работы двигателей круглосуточный.
В 2020 году принято решение установить устройство плавного пуска на два электродвигателя ГАС №6 для возможности отключения станции на время отключения ДСК СГМ-2. Выполнен проект, приобретено оборудование, выполнены монтажные и пусконаладочные работы и в 2021 году оборудование введено в эксплуатацию. Внедрение проекта позволило увеличить срок службы электродвигателей, снизить операционные затраты на ремонт и обслуживание электродвигателей и экономить электроэнергию.
Установка устройств плавного пуска на низковольтные электродвигатели дымососов аспирационных установок разливочных машин и ДСК ЦПФ
В ЦПФ находятся 11 разливочных машин и 5 дробильно-сортировочных комплексов, оборудованных аспирационными системами, привод которых осуществляется посредством электродвигателей мощностью от 13 до 160 кВт. Так как пуск электродвигателя прямой, каждый пуск уменьшает срок его эксплуатации. Для обеспечения частых пусков указанных электродвигателей с сохранением годности принято решение оснастить приводы устройством плавного пуска. Работа начата в 2020 году - выполнен проект, приобретено оборудование. В 2021 году выполнены монтаж и ввод в эксплуатацию плавного пуска. Внедрение проекта позволило увеличить срок службы электродвигателей, снизить операционные затраты на ремонт и обслуживание электродвигателей и экономить электроэнергию.
Приобретение системы GPS мониторинга транспорта
Состояние железнодорожного и автотранспорта, его обслуживание, управление им, режимы его работы влияют на общезаводские затраты и издержки завода. Снижение таких затрат и повышение эффективности транспорта является одним из основных направлений в деятельности ЖДЦ и АТЦ.
Для снижения затрат и повышения эффективности управления авто- и железнодорожным транспортом принято решение установить бортовые системы GPS контроля на 21 локомотив и на 217 единиц автотехники.
Внедрение системы GPS мониторинга связано с созданием комплексной автоматизированной дистанционной системы контроля за техническими, экономическими и эксплуатационными показателями работы автомобильного и железнодорожного парка. Реализация мероприятия позволит контролировать расход топлива с целью снижения его потребления, оперативно осуществлять дистанционный контроль технического состояния систем транспортных средств с отслеживанием местоположения техники, повысит безопасность движения.
- И это мы с вами осветили лишь небольшую часть мероприятий, которые направлены на энергоэффективность и организацию более рациональной работы предприятия, - подводит итог Алексей Коханов. - А таких мероприятий у нас внедряются десятки. Руководство НЗФ всегда поощряет любые идеи и предложения, которые служат цели улучшения и облегчения работы предприятия. Поэтому если у вас возникла светлая мысль, как сделать НЗФ лучше, не стесняйтесь озвучивать ее в своих подразделениях. Я уверен - вместе нам по силам поддержать имидж завода как прогрессивного металлургического предприятия.