Новини

Профессия выносливых и смелых

Татьяна ХАРЛАН

Ferroпоколение

Профессия выносливыхи смелых

Татьяна ХАРЛАН

Машинист крана - одна из самых интересных, сложных и необходимых на заводе профессий. Раньше ей обучали в училищах, а сегодня - уже нет. Поэтому эту функцию на себя взяли предприятия и НЗФ в том числе. У нас есть все возможности для  профобучения - как технические, так и кадровые. Процесс этот небыстрый - много нюансов, которые сразу и не запомнишь, но он того стоит. Потому что, кроме того, что ты «летаешь» на высоте 19-й отметки, неся ответственность за грузы внизу как ювелир, перемещая их в нужную позицию, ты еще и получаешь за это достойную заработную плату. В целом, это профессия выносливых и смелых, и о ней «ЭМ» рассказали работники ЦПФ - машинист крана разливочного пролета Эдуард Мороз и машинист крана СГМ Елена Покиньборода.

 

Обучаем на месте

-  Машинисты металлургического производства постоянно требуются на заводе, - говорит мастер кранового хозяйства ЦПФ Владимир Пащенко. - Причин тому несколько - происходит старение кадров, люди уходят на пенсию, молодежь разъезжается в поисках лучшей жизни, также немаловажно, что этой профессии перестали обучать в училищах. Поэтому эту миссию пришлось взять на себя нашему предприятию. Так, желающие заводчане могут подать заявление на обучение в техучебу, пройти курс и практику, а потом получить удостоверение. Трудоустройство в разные цехи завода происходит почти сразу или спустя промежуток времени, если все вакантные должности заняты, но чаще всего люди трудоустраиваются быстро и продолжают работать на этой специальности долгие годы. 

Стажировка по этой специальности длится до 31-й смены, во время стажировки соискатель закрепляется за опытным машинистом крана. Так происходит, потому что оборудование на заводе достаточно сложное, в профессии множество нюансов, которые нужно изучить, чтобы в дальнейшем работать безаварийно и безошибочно.

Машинист крана работает в кабине закрытого типа, которая обеспечена селекторной связью, отопительными приборами в зимнее время, кондиционерами - в летнее время.

Зарплата у машинистов крана достойная - до 20 тыс. грн. плюс она еще может увеличиться за счет трудового соперничества между бригадами.

Работа машиниста крана посменная. К работе по этой специальности не допустят, если у вас плохое зрение, хронические сердечно-сосудистые заболевания. Качества, которыми необходимо обладать соискателю: внимательность, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве, быстрая реакция, стрессоустойчивость.

Ювелирная работа

Елена Покиньборода работает в ЦПФ на складе готовой продукции машинистом электромостового крана уже 21 год. Профессии она обучалась непосредственно на заводе. Новая специальность подарила ей не только стабильность и уверенность в завтрашнем дне, но и знакомство с отличными людьми.

- В СГМ мы имеем дело с уже готовой продукцией, - говорит Елена. - В зависимости от заказа формируем партии металла, фракционируем,   грузим продукцию в железнодорожный и автотранспорт. На словах это звучит просто, но это далеко не так. Нужно понимать, какой металл, какую фракцию, куда нужно направить, разбираться, в каких она коробах и т. д. Для того, чтобы выполнять эти задачи, ты должен понимать весь цикл работы подразделения, знать, кто из рабочих какую функцию выполняет, потому что все  мы очень взаимосвязаны. Мы работаем сплоченно в бригаде, понимаем друг друга с полуслова. В нашей профессии коллектив имеет большое значение - если он хороший, то и работа ладится. У нас с этим полный порядок - за столько лет мы уже как семья.

- В целом, у нас не скучная, я бы сказала, веселая профессия и творческая работа, - продолжает Елена. - Хотя казалось бы - где именно Работа-то одна и та же, но операции мы выполняем разные - за одну смену может быть и кантовка, и перевозка, и упаковка в мягкую тару, и погрузка-разгрузка полувагонов. Я бы сравнила нашу работу с ювелирным делом. Потому что тебе требуется поставить груз в определенное место, сформировать партии, все поставить ровненько, не перепутать.  Во время работы ты с краном как один организм. Мы с ним сроднились, понимаем «настроение» друг друга - любая его поломка воспринимается, как неполадки в своем организме.

Похожие чувства испытывает и Эдуард Мороз, который работает машинистом крана разливочного пролета первого участка ЦПФ уже 12 лет. В отличие от Елены ему приходится перевозить горячий металл. Профессии он успел обучиться еще в нашем ПТУ, но все нюансы специальности оттачивал уже непосредственно на производстве.

- Сначала я также работал в СГМ, но потом «дорос» до разливочного пролета, - рассказывает Эдуард. - В отличие от всех остальных машинистов, машинисты крана разливочного пролета могут работать и в СГП, и в печном пролете, но не наоборот. Так происходит потому, что не все выдерживают уровень в первую очередь психологической ответственности. Работа сама по себе везде плюс-минус та же, но перевозить раскаленный жидкий металл, неся ответственность за людей внизу, - не каждый сможет. Мы больше работаем с технологической посудой, чашами, ковшами. Мы занимаемся обработкой металла, отделением шлакометаллической смеси с его поверхности и многими другими операциями. В нашей работе также много ювелирных нюансов - так важно, чтобы шлак не смешивался с металлом, не попадал на разливочную машину и так далее. Поначалу работать с раскаленным металлом страшновато, но ко всему привыкаешь. А для того, чтобы страх прошел, важны хорошие наставники - у меня такие были, мне повезло. Сейчас у нас также работают опытные специалисты, готовые подсказать и помочь. Ведь без знания технологического процесса, без понимания работы всего производства освоиться и работать будет очень сложно. В работе помогают все участники бригады, с которыми мы как одна большая семья. Мы уверены друг в друге, а это уже 50% успешной работы. Остальное - приходит с опытом.

Оба героя нашего материала отмечают, что работа машиниста крана им по душе, хоть и непростая, но она дает им главное - возможность обеспечивать себя и свои семьи. А отличный коллектив готов подставить плечо в любой производственной и жизненной ситуации.