Новини

"Поиск" длиною в 40 лет

Анна ЧАПЛЫГИНА

 

  Как Леонид Игнатенко почетным гражданином Никополя стал

 

Зигзаги судьбы иногда так непредсказуемы, что только диву даешься. Кого-то она ведет, а иного влачит. Но уж если человек не намерен поддаваться фатуму, а берет узды правления в свои руки, то она уж точно проявляет благосклонность. А иначе скажите, как бы удалось мальчишке из никопольской школы-интерната не только поступить в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы в Москве, но и со временем преподавать биологию и английский язык на Никопольщине, а потом и в далекой Замбии. Каким таким чудом его занесло в Лебединское, где он не только стал свидетелем раскопок знаменитого ученого-археолога Бориса Мозолевского, но и узнал о кровопролитнейших боях у кургана –  Нечаева могила. Именно с тех самых пор, задавшись целью возвратить из небытия имена воинов, погибших при освобождении нашей земли от немецких захватчиков, он и стал на непростой путь поисковика.  Сколько еще таких хитросплетений судьбы его ждало впереди и не счесть. Но итогом сорока лет работы на поисковой ниве стала реализация самых важных исторических проектов и признание земляков. Да, он достоин звания «Почетный гражданин Никополя»! Он - это наш скромный, но усердный современник, учитель и металлург, историк и корреспондент в одном лице - Леонид Игнатенко. О его пути к признанию сегодня и напомнит «ЭМ».

Награды достоин

Но начнем с главного. В минувшую пятницу, 30 октября, так и не состоялась завершающая сессия горсовета VII созыва - не было кворума. Но это никоим образом не отменило планов по награждению званием «Почетный гражданин Никополя» Леонида Игнатенко.

Языком документа:

«Рішенням сесії міської ради від 30 вересня  2020  ро-

ку за вагомий особистий внесок у дослідження іс-торичної спадщини, що сприяє просуванню позитивного іміджу міста Нікополя в Україні та за кордоном звання «Почесний громадянин  міста Нікополя» присвоєно керівнику групи «Пошук»

АТ НЗФ, ветерану праці Леоніду Олександровичу Іг-натенку».

- Леонід Олександрович, безперечно, заслуговує на те, щоб бути почесним громадянином міста Нікополя, - вручая высокую награду, отметил городской голова Андрей Фисак. - Дякую Вам за Вашу працю. Всього Вам найкращого, і ще багато-багато років займатися такою важливою справою.

А дело-то и впрямь немаловажное.  Ведь за сорок лет поисковой работы им было сделано много полезных дел. Так, была раскрыта тайна Могилы Нечаева на Никопольщине.

- При штурме этой высоты погибли 1,5 тысячи воинов, которых и хоронить-то довелось семнадцатилетним девчушкам, - поведал Леонид Александрович. - Но хуже всего то, что никто не знал имен этих бойцов, да и памятника им не было установлено. Вот этот ребус я и разгадывал 12 лет. И когда в 1992 году приехали 70 семей, полвека искавшие своих близких, и тридцать прямых участников штурма, Борис Федорович Величко пообещал им, что через год здесь будет стоять достойный памятник. И свое слово сдержал. Благодаря участию Никопольского завода ферросплавов в 1993 году на этом месте был открыт мемориальный комплекс «Высота 167,3. Могила Нечаева». А для родственников погибших мы с моим товарищем по поисковой работе Игорем Скрипкой создали сайт «Могила Нечаева». И сегодня при поддержке генерального директора завода Владимира Семеновича Куцина мемориал поддерживают в надлежащем состоянии. Так что у нас с вами совесть чиста, мы почтили память павших за Никопольщину воинов.

Еще одним важным открытием Леонида Игнатенко стало установление единственного в истории авиации двойного огненного тарана, осуществленного в небе Украины летчиками-истребителями младшим лейтенантом Карповым и старшим лейтенантом Большаковым. Третий и, пожалуй, самый масштабный проект продолжается и поныне. Уже восемь лет Леонид Александрович исследует надписи на стенах Рейхстага. Местные называют их просто граффити, а для наших воинов это была та самая жирная точка в войне, которую они завершили в Берлине.

Свой путь «На Берлин»

Даже спустя 75 лет после Второй мировой войны в Рейхстаг не прекращают приезжать посетители. В их числе и потомки тех, чьи предки дошли до Берлина. Экскурсии им нередко проводит немецкая исследовательница, гид и референт службы поддержки посетителей в Рейхстаге Карин Феликс. Итогом ее скрупулезного изучения стал выпуск в 2019 г.  фотокаталога «Здесь был…» (нем. - «Ich warhier»), который является фактически справочником-указателем точного места расположения надписей в помещениях огромного здания действующего парламентского учреждения. Вот только одна беда: ни одной надписи в Германии так никто и не смог идентифицировать. А ведь за каждой буквой скрывалась чья-то судьба.

- После падения Берлинской стены и объединения двух Германий Бундестаг решили переместить из Бонна в Берлин на прежнее место парламента, - поясняет наш герой. - Однако для этого в здании необходимо было провести ремонт. За дело взялся именитый британский архитектор Норман Фостер. Именно его команда обнаружила под гипсокартоном 715 надписей. И именно Фостер, будучи представителем стран антигитлеровской коалиции, настоял, чтобы их сохранили, поскольку историю забывать нельзя. А первой фамилией, которую мне удалось расшифровать, была Лихненко. Он оказался командиром батальона отца Владимира Семеновича Куцина. С этого и началось мое увлечение этой темой.

Поехать в Берлин для изу-чения надписей у Леонида Игнатенко возможности не было, поэтому он использовал фотографии, которые туристы размещали в интернете. Так за короткий срок в его архиве собралось порядка 600 надписей.  И опять фортуна улыбнулась поисковику - ему удалось подобрать ключи к идентификации этих надписей.

 Эта работа была замечена. И в мае 2019 года в Никополь приехала группа международной телерадиокомпании DW (Deutsche Welle, - ред.), которая рассказала всему миру о результатах работы Леонида Игнатенко. А результаты, действительно, были внушительными - их хватило на написание научно-публицистической книги «Автографы на стенах Рейхстага», которая была издана в апреле 2020 г. в Харьковском книжном издательстве «Харків на долонях» при финансовой поддержке генерального директора завода, сына фронтовиков Владимира Куцина.

- Уже через два месяца ко мне обратилась частная киностудия Plasticine с предложением сняться в фильме «Азбука Победы: От Бреста до Рейхстага», - вспоминает Леонид Александрович. - Конечно же, я не упустил такого шанса совершить свой «марш-бросок» на Берлин.  Мы побывали в Брестской крепости (Беларусь), в концлагере Майданек (Польша) и… Рейхстаге (Германия). И я увидел их! Освещенные тусклым светом на чистых мраморных стенах (во время реставрации стены и надписи были очищены, а затем покрыты прозрачным защитным слоем) победные надписи вызывали удивительный эффект незримого присутствия их авторов. И сегодня я считаю своим долгом выразить мою искреннюю благодарность генеральному директору НЗФ Владимиру Семеновичу Куцину, председателю Никопольской городской организации ветеранов Николаю Николаевичу Ведерникову, городскому голове Андрею Петровичу Фисаку, а также депутатам Никопольского городского совета VII созыва за столь высокую оценку результатов моей 40-летней научно-поисковой деятельности.